Будущий первопроходец, арктический гидроавиатор Ян Иосифович Нагурский родился 8 февраля 1888 года в маленьком польском городке Влоцлавек, Варшавской губернии Царства Польского, более ста лет как уже входящего после третьего раздела Речи Посполитой в Российскую Империю. Отец отважного воздухоплавателя имел небольшой надел пахотной земли и мельницу, где вынужден был трудиться вместе с членами семьи, однако больших доходов с этого не имел.
Семейный статус польского юноши предполагал поступление по достижению десяти лет в ближайшую прогимназию. Эти недавно учрежденные в Российской Империи общеобразовательные заведения предназначались для отпрысков разночинцев, стремящихся дать своим детям образование по программе младших классов гимназии. По окончании шестилетнего учебного заведения, в случае успешной сдачи экзамена выпускникам присваивалось высокое звание учителя начальной сельской школы и первый классный чин, в котором соискатель мог коротать всю оставшуюся жизнь.
В 1905 году 17-ти летний Ян Нагурский с явной неохотой начинает свою педагогическую деятельность в качестве сельского учителя, однако уже в следующем 1906 году завершает карьеру преподавателя и становится юнкером Одесского пехотного училища. Через три года, пройдя полный курс обучения, подпоручик Нагурский направляется для прохождения дальнейшей службы в 23 Сибирский стрелковый полк, расквартированный в Хабаровске. Однако уже в 1910 году наш герой пишет рапорт с просьбой разрешить поступление в Морское инженерное училище имени Николая Первого и продолжает образование в Санкт-Петербурге.
Популярность пилотов в это время невероятна, и вскоре молодой поляк попадает на демонстрационный полёт Сергея Уточкина, который и решает его дальнейшую судьбу. Параллельно учёбе в училище Нагурский проходит курс обучения пилотированию аэроплана в Императорском Всероссийском аэроклубе, посещает теоретические авиационные курсы при Санкт-Петербургском политехническом институте. Далее получает направление в Гатчинскую офицерскую воздухоплавательную школу, после окончания которой в 1913 году ему присваивают звание военного летчика, а успешная защита диплома морского инженера позволяет получить назначение в недавно созданное Главное Гидрографическое Управление.
К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции Русанова, Брусилова и Седова считались пропавшими без вести. По инициативе Русского Географического общества в январе 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству организовать их поиски.
Выполнение поисковых работ было поручено Главному гидрографическому управлению. Начальник Главного гидрографического управления генерал-лейтенант Жданко вызвал поручика по адмиралтейству Нагурского и спросил его мнение о возможности полетов в Арктике. Вероятно, кандидатура Нагурского была выбрана потому, что к 1914 году у него было окончены Морское инженерное училище и Гатчинская офицерская воздухоплавательная школа.
Нагурский начал переписку с Амундсеном, который дал множество полезных советов. Сначала Нагурский рассматривал возможность использования гидросамолета Григоровича «М-5», однако затем остановил выбор на «Фармане МФ-11» (англ. Farman MF.11). Самолёт был не просто куплен. Нагурский был командирован во Францию. Там, на заводе Фармана следил за сборкой самолёта, а на заводе Renault за сборкой двигателя, чтобы лучше узнать их конструкцию, специфику эксплуатации и управления. Самолет был снабжен поплавками для взлета и посадки на воду, способен поднимать груз в 300 кг и развивать скорость до 100 км/ч. Запаса топлива на борту должно было хватить на пять или шесть часов полета.
В середине июня, после 18 испытательных полетов, самолет был разобран и упакован в восемь ящиков, которые были бережно погружены на барк «Эклипс». Всего в экспедиции участвовали четыре судна, в том числе «Эклипс» и «Герта» были приобретены правительством для нужд экспедиции, а «Андромеда» и «Печора» арендованы.
В августе «Эклипс» прибыл в Александровск-на-Мурмане. Здесь к Нагурскому присоединился опытный авиатехник морской авиации Евгений Кузнецов, матрос-доброволец, прибывший из Севастополя.
Дальнейший путь самолета и экипажа проходил на пароходе «Печора».
Самолет был собран Нагурским и Кузнецовым на берегу Новой Земли у становища Ольгинского при помощи членов экипажа «Печоры». Сборка заняла два дня.
21августа 1914 года Нагурский взлетел первый раз, сделал несколько кругов и приводнился. Не теряя времени, он погрузил на борт продовольствие на 10 дней, винтовку, лыжи и вместе с Кузнецовым в 16:30 вновь взлетел.
Преодолев расстояние в 450 километров, Нагурский успешно сел на воду в 20:50. Первый в истории человечества арктический полет длился 4 часа 20 минут.
Всего летчик совершил 5 длительных разведывательных полётов – 21, 22, 23 августа, 12 и 13 сентября на высоте 800—1200 метров вдоль западного побережья Новой Земли и у Земли Франца-Иосифа. Во время последнего полёта он достиг 76 параллели. Общая продолжительность полётов составила 10 часов 40 минут, расстояние около 1060 километров.
Несмотря на то, что никаких следов пропавших экспедиций с воздуха обнаружить не удалось, Нагурский внес существенные коррективы в существовавшие карты, а также смог предоставлять сопровождающим судам информацию о состоянии льда по маршруту движения — то есть впервые выполнил функции ледовой разведки.
Нагурский подготовил отчёт о полётах для Главного гидрографического управления. Суммируя накопленный опыт, Нагурский подробно изложил свои наблюдения и разработал рекомендации для последующих полётов в Арктике:
– в верхних слоях атмосферы температура ниже, чем у поверхности (аэронавт Андре предполагал обратное и ошибся);
– скорость и направление ветра меняется очень часто, на дистанции полета 200 вёрст направление ветра менялось три или четыре раза;
– часты туман и облачность;
– летом достаточно светло, чтобы летать круглые сутки;
– некоторые участки побережья Новой Земли неверно изображены на картах;
– поплавки гидросамолетов должны иметь отсеки для непотопляемости;
– гидросамолеты должны комплектоваться как можно большим запасом поплавков и пропеллеров, за месяц полетов были сломаны два пропеллера;
– самолеты нужно окрашивать в красный цвет, как наиболее заметный на фоне белого;
– одежда пилотов должна быть более тёплой, особое внимание нужно уделять тёплой и непромокаемой обуви.
14 октября 1914 года Нагурский лично доложил результаты генерал-лейтенанту Жданко. Кроме того, Нагурский изложил Жданко проект полета к Северному полюсу. Главную базу экспедиции Нагурский предполагал организовать на острове Рудольфа — это самый северный остров Земли Франца-Иосифа, в то же время обычно доступный для судов. От главной базы на север, через каждые 200 км, планировалось построить три вспомогательные базы с взлетными полосами, запасами еды и топлива. Жданко был впечатлён идеей, но Первая мировая война создавала более насущные проблемы.
Подробный отчёт Нагурского был издан в роскошном переплете из тиснёной кожи и преподнесён морским министром Григоровичем царю. Через некоторое время отчёт вернулся с царской резолюцией «Прочитал с удовольствием». По такому случаю Нагурский награжден орденом Св. Анны 3-й степени.
Нагурский пережил Вторую мировую войну и продолжал работать инженером-конструктором и руководителем конструкторского бюро в Гданьске и Варшаве. В 1955 году он присутствовал на лекции Чеслава Центкевича, который мельком упомянул о «давно забытом пионере авиации Иване Нагурском, который погиб в 1917 году. Тогда Нагурский встал и объявил, что он вовсе не умер. Этот случай широко освещался в польской и советской прессе, и Нагурский стал известным человеком.
В 1956 году Нагурский прилетел в Россию. В Москве он встретился с полярными летчиками Чухновским, Водопьяновым, Шевелёвым и Титловым, в Ленинграде познакомился с Верой Валерьяновной Седовой, вдовой Георгия Седова. Также ему организовали поездку в Одессу, где он учился в Юнкерском училище.
Первый полярный лётчик, поляк и русский офицер Ян Иосифович Нагурский умер 9 июня 1976 года в Варшаве. Его имя носит погранзастава на острове Земли Александры в архипелаге Земли Франца-Иосифа.