Стык двух морей - Баренцева и Карского - возле острова Вайгач давно привлекает ученых и природоохранников. Здесь проходит один из маршрутов Северного морского пути через пролив Карские Ворота, на севере всего в нескольких десятках километров начинается архипелаг Новая Земля, а теплые западные течения встречаются с суровым климатом Центральной Арктики.
В последние несколько лет на острове Вайгач были проведены интересные работы по мечению атлантических моржей, которые показали связь этих животных, образующих летние береговые лежбища, с севером Новой Земли, "Русской Арктикой". Но здесь же проходят и миграционные пути второго ледового ключевого вида млекопитающих - белого медведя. Команда из сотрудников Постоянно действующей экспедиции РАН по изучению животных, занесенных в Красную книгу РФ и других особо важных видов фауны России, а также сотрудников Баренц-отделения Всемирного фонда дикой природы и национального парка "Русская Арктика" при финансовой поддержке Всемирного фонда дикой природы и Русского географического общества предприняли в период 18-23 апреля попытку провести мечение белых медведей ошейниками со спутниковыми передатчиками. Район для проведения экспедиции был выбран вокруг острова Вайгач, от материкового побережья Карского моря до южной оконечности Новой Земли. Задачами было найти белого медведя, провести его обездвиживание и установить ошейник, разработанный российской фирмой "Argos", чтобы отследить возможные направления перемещений белых медведей в регионе. Стоит отметить, что ранее таких работ здесь еще не проводилось, поэтому достоверных сведений о белых медведях было мало. Кроме того, именно на острове Вайгач три года назад были найдены и расследованы случаи браконьерства на белого медведя, поэтому важно было и показать в местных населенных пунктах, что медведь находится под охраной.
Погодные условия являются важным условием успеха любых работ на Севере, особенно если речь идет об использовании авиации. А для мечения белых медведей вертолет - наилучший метод, позволяющий провести все манипуляции с животным быстро, не причиняя ему серьезного беспокойства длительным преследованием или вынужденным нахождением в ловушке. МИ-8Т - отличное воздушное средство, давно зарекомендовавшее себя с положительной стороны еще с советских времен, когда в Арктике ученые много работали с белым медведем. Участникам экспедиции повезло: хотя ясных солнечных дней не было, тем не менее, видимость и ветер позволили вертолету вылетать с аэродрома Амдермы в северном направлении вместе с научной группой. Плохо было только фотографам, ожидавшим яркого искристого снега, цветных льдин и удивительных по красоте дальних планов, которые можно увидеть в Арктике в апреле при хорошей погоде.
Маршрут поиска белых медведей проходил вокруг острова Вайгач, по дрейфующим льдам Карских Ворот, по кромке припая и около мыса Меньшикова на Новой Земле. Обнаружив медведя, вертолет должен изменить курс, снизиться около медведя и позволить сделать выстрел "летающим шприцем". После чего ученые высадятся из вертолета, проведут необходимые измерения и исследования животного и полетят дальше. На практике, конечно, все гораздо сложнее - попробуйте попасть с летящего вертолета в бегущего зверя! Но у нас были лучшие специалисты, причем сразу "с двух сторон" - командир экипажа Константин Лукьяненко работал с зоологами еще на Чукотке, много раз участвовал в учетах белых медведей и настоящий ас полярной авиации. А Сергей Найденко и Евгений Иванов, ответственные за иммобилизацию, имеют опыт работы со всеми крупными хищниками нашей фауны, на их счету - все "медведи с ошейниками" "Русской Арктики". Так что дело было только за наличием белых медведей.
Первый день принес успех только в общем знакомстве с ситуацией - медведи попадались либо плывущие в воде, либо в условиях тумана, когда нельзя было с ними работать. Однако, обилие следов вдоль кромки льда внушали надежды. Стало ясно, что на Вайгаче медведи есть, несмотря на то, что в этом году припайного льда (основной стации обитания медведей и нерп) было очень мало и на ограниченных участках побережья. Также удалось познакомиться с сотрудниками полярной станции "Мыс Болванский", что на самом севере Вайгача. Зимующие тут девушки и ребята рассказали, что медведи у них - регулярные гости, но они научились их прогонять, и случаев конфликтов пока нет. Все-таки очень романтичная это профессия - полярный метеоролог!
А вот 20 апреля почти сразу после вылета удалось удачно попасть в молодого медведя и "пообщаться" с "хозяином Арктики". К сожалению, особенности строения тела самца не позволяют долго держаться ошейникам, поэтому ограничились только взятием материала для дальнейшего изучения состояния животного и установить на нем ушную метку. Зато при подлете к Вайгачу увидели большую самку с двумя годовалыми медвежатами и, после искусного маневра вертолета, шприц со снотворным уже впрыснул свое содержимое в кровь медведицы... Здесь уже был поставлен ошейник, который вскоре стал посылать сигналы на принимающий спутник... Медвежата, убежав в торосы, внимательно следили издалека, как люди измеряют и поворачивают туда-сюда их мать. По окончании исследований, зверю вкололи антидот к введенному препарату, и медведица быстро стала восстанавливаться. А путь продолжили у Новой Земле. Но встретили только еще одного плывущего в Карских Воротах белого медведя, хотя следов охоты и длительного нахождения животных встречали неоднократно. Как обычно, за белыми медведями перемещаются и песцы, что хорошо заметно по "строчкам" их маленьких следов. Здесь же были встречены и моржи, лежащие на льдинах, в том числе и с маленькими моржатами, родившимися совсем недавно.
По возвращению в Амдерму нас ожидал сюрприз - прямо в поселок пришел медведь! Но он был достаточно осторожный и когда попытались и его обездвижить со снегохода, то убежал в торосы, где приблизиться к нему не было возможности. Местные жители также привычны к появлениям хищников, быстро оповещают друг друга и принимают меры по его отгону далеко от поселка.
Плотный туман окутал берег Карского моря, и взлет вертолетам был запрещен, поэтому еще один день ученые провели в Амдерме, участвуя в организационных мероприятиях по разрешению конфликтных ситуаций с белыми медведями. В НАО действует специальная "Группа по разрешению конфликтов с белыми медведями", а поселок Амдерма - одна из "горячих" точек на побережье.
Третий полетный день был обескураживающим - много следов и ни одного медведя! Облетев Вайгач, посмотрев на белух, моржей и скопления зимующих птиц, пролетев вдоль припая на восток, экспедиция вернулась обратно "не солоно хлебавши". Понять ситуацию помог принятый с ошейника медведицы сигнал - изменившиеся погодные условия вынудили медведей уйти с припая через полосу открытой воды на дрейфующие льды! Поэтому, придерживаясь старой методики поиска, мы никого и не увидели. Однако, программа-минимум все-таки была выполнена - проведен учет белых медведей в весенний период в важном для вида районе Арктики, установлен ошейник с передатчиком и можно отслеживать перемещения целой медвежьей семьи, налажены связи с местным населением по вопросам препятствия браконьерству и грамотному смягчению ситуаций, возникающих при контакте животных и человека.
Всего же за три дня полетов были отмечены 12 белых медведей, 8 моржей, 4 белухи, а также многотысячные стаи зимующих гаг - обыкновенной и гребенушки. Остров Вайгач и юг Новой Земли - это места круглогодичного обитания всех редких видов Арктики, стоит подумать о том, чтобы сделать здесь или новую ООПТ или кластер национального парка "Русская Арктики". Ведь здесь, кроме богатого видового биологического разнообразия, еще и много памятников освоения Севера! В условиях нового этапа освоения высоких широт это требует государственной охраны и создания возможностей для показа туристам. А начало работ по мечению разных животных поможет специалистам лучше понимать протекающие здесь природные процессы и дать необходимую информацию для всех заинтересованных организаций.
Иван Мизин